Главная

Новости

2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь 

Сегодня все чаще нам надо идти впереди клиента

29.09.2006 / Панорама, 29 сентября 2006, №38 (705)

На вопросы отвечает Председатель Совета Директоров АО "Банк ТуранАлем" Мухтар Аблязов.


  • БТА заявило о принятии новой Стратегии. В чем ее суть?
  • Задачи, поставленные Главой Государства в ежегодном Послании "Стратегия вхождения в 50 наиболее конкурентоспособных стран мира", как вы можете судить, оказались очень восприняты казахстанским бизнес-сообществом. Перед нацией поставлена амбициозная, но достижимая цель. Наш Банк, являясь одним из системообразующих финансовых институтов страны, намерен принять активное участие в модернизации экономики, поскольку пока, кроме отечественных банков, альтернативы в финансировании несырьевого сектора, нет. Очевидно, для этого нужно видеть перспективы на долгосрочный период и поэтому мы обратились к консультантам Делойт, чтобы они помогли нам составить План стратегического развития на 2006-2015 годы.

    Если вы заметили, то динамика роста БТА в последнее время значительно выросла. Его активы только за последний год превысили 10 млрд. долларов. Банк сегодня превращается в ядро группы финансовых компаний, активно продвигающихся на развивающихся рынках СНГ, Восточной Европы и, конечно, Центральной Азии. На текущий момент Группа БТА уже присутствует в большинстве стран СНГ (не считая Казахстана), в частности в России, Украине, Белоруссии, Грузии, Армении, Кыргызстане. Пусть пока доля банков Группы в активах банковского сектора стран СНГ в основной своей массе не очень велика, но, очевидно, что банковский сектор стран СНГ обладает наиболее высоким потенциалом для развития. Поэтому наша цель – увеличение совокупных активов Банка до 50 млрд. долларов вполне достижима.

     

  • В чем вы видите основные источники роста БТА?
  • Прежде всего в том, что мы осознали тот огромный рыночный потенциал, который заложен на постсоветском пространстве, объединенном не только общим прошлым, но и колоссальным желанием взять реванш в будущем. Это не просто огромный рынок потребления, но еще и новое экономическое пространство, которое не менее уникально, чем те же Китай или Индия. И не использовать свой опыт и знание этого нового пространства просто было бы непростительно. Бизнес глобализиуется. Бизнесу нельзя замыкаться только в государственных, только в национальных границах. В глобальном мире это приведет к неминуемому историческому поражению не только бизнеса, но и страны. Именно поэтому мы не скрываем, что хотим стать крупнейшим частным банком в СНГ. Мы намерены эффективно обслуживать динамично растущие внешнеторговые потоки Казахстана и других стран СНГ с целью расширения своего присутствия в странах – крупнейших торговых партнерах СНГ. Финансовые продукты и технологии, разработанные БТА для казахстанского рынка, являются передовыми и конкурентоспособными для распространения на рынках соседних стран через систему дочерних банков и компаний. Сегодня, в быстро меняющемся глобальном мире, зачастую очень важно идти впереди клиентов, добиваясь того, чтобы их деньги работали наиболее эффективно. Только так можно завоевать их расположение, симпатии и доверие.

     

  • Намерены ли вы, в связи с новой стратегией, изменить структуру клиентов Банка?
  • Мы намерены довести долю розничного бизнеса в банковском портфеле в целом до 50% за счет повышения качества обслуживания, инвестиций в технологическую модернизацию и выделения розничного направления в отдельный бизнес.

     

  • Ваша Стратегия отражает оптимистичный сценарий развития экономики Казахстана. В чем истоки вашего оптимизма?
  • Мы с оптимизмом смотрим в будущее из-за целого комплекса факторов. Прежде всего, в силу опережающего роста реальных доходов населения. В стране активно формируется средний класс. Мы ожидаем, что он вырастет до 5 млн. человек. Растет уровень потребления. В то же время, в стране создана необходимая банковская инфраструктура, идет диверсификация рисков кредитных портфелей банков, растет эффективность процессов и технологий кредитования. Ну и конечно, не последнюю роль сыграет рост конкуренции, в том числе за счет выхода на рынок иностранных игроков.

     

  • БТА всегда был признанным лидером в обслуживании корпоративных клиентов. В то же время конкуренция в сегменте розничного кредитования усиливается за счет динамичного роста более мелких банков и активно выходящих на казахстанский рынок. иностранных игроков, имеющих наработанные технологии. Как вы намерены сохранять свою конкурентоспособность?
  • Исторически крупный корпоративный бизнес (КБ) является основным бизнесом БТА, приносящим большую часть доходов Банка. За период с 2004 по 2005 гг. объем кредитного портфеля Банка по корпоративным клиентам увеличился на 44%. Бизнес-процессы по корпоративному обслуживанию отработаны и отлажены в Банке на протяжении многих лет, что вместе с индивидуальным подходом к каждому клиенту позволяет занимать БТА лидирующие позиции на данном рынке. Но вот уже пять лет как БТА удерживает пятую часть рынка розничных депозитов. К 2015 году Банк планирует увеличить свою долю в рознице, малом и среднем, а также корпоративном бизнесе до 30% в Казахстане и от 2 до 5 процентов в других странах присутствия.

     

  • Какие сегменты рынка, на ваш взгляд, имеют наиболее высокий потенциал роста?
  • Ипотека, кредитные карты и розничное кредитование. Судя по сценарию в странах ЕС и Восточной Европы (их условия наиболее приближены к нашим), рост этих рынков будет сохранять довольно высокие темпы. Допустим, если в Казахстане потребительские кредиты занимают 4% ВВП, ипотека – 3% ВВП, то в странах Центральной и Восточной Европы эти показатели в среднем равны 18% для потребительского кредитования и 22% для ипотеки.

     

  • Как в таком случае будет развиваться филиальная сеть?
  • Наша филиальная сеть – одно из серьезных преимуществ. Банк реализует стратегию "продажи всех продуктов по всем каналам", призванную значительно увеличить нагрузку на существующие каналы продаж и увеличить эффективность их работы. Вот уже несколько лет как мы развиваем сеть Центров Обслуживания Населения и Центров Банковского Обслуживания, крупных отделений, обслуживающих физических и юридических лиц, Основной принцип работы центров – кросс-продажи, т.е. продажи полного комплекса банковских и финансовых услуг, включая услуги дочерних компаний БТА, в том числе кредитных, ипотечных, страховых, лизинговых и прочих.

     

  • А как вы намерены конкурировать с другими банками в обслуживании малого и среднего бизнеса?
  • Как вам известно, сейчас идет процесс инвентаризации непрофильных функций национальных компаний и мегахолдингов для перевода этих видов деятельности в конкурентную среду малого и среднего бизнеса. Хотя порядок реализации программы на сегодня до конца не ясен, тем не менее, при должном надзоре и контроле, одним из результатов данной программы должно стать увеличение доли малого и среднего бизнеса в ВВП РК. Поэтому этот сегмент является для нас сегодня приоритетным. Кредитный портфель малого и среднего бизнеса БТА в конце 2005 г. составил около $660 млн., увеличившись по сравнению с предыдущим годом практически в 2 раза. Поскольку темпы роста кредитного портфеля по малому и среднему бизнесу БТА опережали темпы роста рынка, его доля на рынке выросла до 10%. Однако стратегическая цель Банка - 30% рынка МСБ. Реализация кредитной программы совместно с ЕБРР позволила Банку сформировать продуктовую линейку, наладить процессы и стандарты, заимствовать технологии кредитования малого бизнеса. По итогам успешной работы, в конце 2005 года ЕБРР передал Банку полномочия по кредитованию в рамках своей программы. Помимо ЕБРР, БТА в сфере кредитования субъектов МСБ сотрудничает с KfW, Азиатским Банком Развития и Исламским Банком Развития. Кроме того, до конца 2006 года Банк завершит внедрение проекта "кросс-продажи", который предполагает повышение лояльности клиентов за счет реализации комплексного обслуживания в виде удовлетворения всех финансовых потребностей клиентов, включая банковские услуги и услуги дочерних компаний БТА.

     

  • БТА уже несколько лет устойчиво ассоциируется с понятием экспансии. Чего здесь больше – вывоза капитала, диверсификации рисков или завоевания новых рынков?
  • Очень трудно сказать, где кончается одно и начинается другое. Я думаю, здесь нужно руководствоваться классическим понятием экспансии, то есть когда развитие бизнеса требует присутствия в той или иной стране либо для замыкания технологической цепочки, либо для получения дополнительной прибыли. Допустим, сейчас мы выходим на западные рынки или рынки юго-восточной Азии хотя бы только для того, чтобы просто присутствовать на них. Впрочем, нам нужно готовиться и к обратному движению. Допустим, в Москве уже оперируют крупнейшие иностранные банки — лидеры розничного бизнеса, как мирового, так и европейского уровня, - Сосьете Женераль Восток, Райффайзенбанк, Ситибанк, для которых розница стала важным направлением развития бизнеса за последние два года. Сегодня доля иностранного капитала в России составляет около 10%. Опыт Восточной Европы показывает потенциал как минимум 3-4 кратного увеличения присутствия иностранных банков. Естественно ожидать, что российские банки начнут в ответ внутреннюю консолидацию. Аналогичный сценарий ожидается и у нас: британский банк Standard Chartered ищет возможность выхода на рынок Казахстана, аналогичные возможности рассматривает группа Raiffeisen International и Внешторгбанк. Поэтому вполне естественно, что и БТА начал консолидацию своих активов.

     

  • Вполне понятно, что Банк сейчас ведет активную экспансию в таких республиках как Украина, Киргизия, Беларусь, Грузия или Армения. Это относительно неосвоенные рынки. Но как вы намерены втиснуться в и без того плотный рынок России и, особенно, Москвы?
  • Россия остается самым крупным игроком и самым обширным рынком на постсоветском пространстве. Россия и Казахстан – это во всех смыслах две взаимодополняемые экономические системы. Особенно это ярко выражено в энергетическом секторе. Банковские системы тоже во многом могут взаимодополнять друг друга. До конца 2007 года будут завершены сделки по Славинвестбанку, Омскбанку, БТАКазань и Агроинкомбанку. Когда к российским рынкам проявляют немалый интерес мощные западные кампании, то нам тем более следует быть активными.

     

  • Социальная ответственность бизнеса – один из ключевых аспектов, затронутых в Послании Президента Н.А.Назарбаева. Какое место она занимает в вашей новой Стратегии?
  • Банк придает большое значение равным возможностям и прилагает немалые усилия в содействии по достижению поставленных целей представителям всех уровней социальной ответственности. Кроме того, важнейшим уровнем социальной ответственности являются сотрудники и их семьи, чьё благосостояние напрямую зависит от благосостояния Банка. Вторым уровнем ответственности являются наши клиенты и акционеры, доверившие Банку свои средства. И, конечно же, в самом широком смысле Банк ответственен перед сообществами и странами своего присутствия. Мы видим свою миссию в сохранении общности культурного и исторического пространства СНГ с одной стороны и пропаганде казахстанской культуры за пределами страны. БТА провел огромную работу по восстановлению казахстанского киноархива, финансирует оркестр Марата Бисенгалиева, сейчас мы запустили проект по созданию первого казахстанского музикла, который должен стать визитной карточкой Казахстана, этническим воплощением самых последних культурных тенденций в мире. Благотворительный Фонд имени Ержана Татишева в ближайшее время запускает уникальный образовательный проект, Банк намерен открыть собственный учебный центр. Поверьте, история не знает примеров глобального успеха, если его целью был только капитал. БТА осознает, что он проводник интересов своей страны и своих клиентов в других государствах.